Поиск
  • ECCON Land

Третье место. Что для человека действительно важно

Пост обновлен 21 февр. 2019 г.

Согласно этой концепции первое место в жизни человека – это его дом, второе место – там, где его работа. Третье место предназначено для свободного и творческого взаимодействия людей вне дома или работы. Концепция третьего места впервые была изложена в книге американского социолога Рэя Ольденбурга «Третье Место». Согласно Ольденбургу, третье место играет важную роль в развитии гражданского общества и демократии.


Путешествуя, можно заметить, что у больших городов с древней историей есть одна интересная общая черта. В них есть особые места для неформальных встреч и общения, которые жизненно важны для их процветания и развития. Эти места становятся единым целым с городом и неотъемлемой частью повседневной жизни граждан. Таким образом, Париж и есть его шумные кафе на тротуарах, Рим – многочисленные форумы. Образ города, его душа обитает там, где собираются люди. Ирландия знаменита своими пабами, Германия – баварскими пивными садами. Все эти места являются связующими между человеком и обществом, это и есть третьи места.


Доступное для всех и в любое время пространство, по своему комфорту похожее на дом, является одновременно основой сообщества и его лучшим результатом. Там нет ни гостей, ни хозяев, это нейтральная территория. Третье место дает возможность реализовать одну из базовых потребностей для человека – потребность в общении. Неформальное, простое общение в доброжелательной и дружелюбной атмосфере, которое предлагает третье место, важно для жизни сообщества. Третьи места часто являются площадкой для первого знакомства людей.


Поэтому мы, как проектная и ландшафтная фирма, видим своей задачей продвигать концепцию третьих мест среди российских девелоперов. Создание комфортных и безопасных общественных пространств для общения, которые побуждали бы человека прервать бесконечную гонку, переключиться с виртуального на реальный мир, насладиться природой и живым общением, – неотъемлемая часть современного городского благоустройства.


В наших проектах всегда предусмотрены общественные пространства, которые будут отвечать критериям третьих мест. Успешный проект, который будет нравиться людям, не может обойтись без места для общения.


Часто бывает так, что при разработке проекта жилья все силы архитекторов и застройщиков брошены на проектирование самого жилья (квартиры и их планировки), а внешнее пространство (дворы, скверы) остается на потом. Меж тем, общественные пространства важны не меньше, они – главный элемент, определяющий образ застройки в сознании людей даже больше, чем дизайн фасадов. Общественные места в городском планировании должны занимать центральное место, а не довольствоваться остатками от него, втискиваясь между новым торговым комплексом и фитнес-клубом.


Пока еще в России не так распространены европейские традиции каждый вечер посещать ближайшее кафе или ресторанчик. Но многие люди хотели бы такого социального сплочения за пределами дома или офиса, ведь для многих европейцев оно является неотъемлемой составляющей понятия «хорошая жизнь».



Неформальное общение вне дома и работы – один из простейших средств снятия стресса. Он эффективно работает в других культурах, и не смотря на темп жизни большого города нам нужно внедрять его в повседневную жизнь горожан.

Известно, что человек, лишенный контактов с другими людьми, плохо себя чувствует не только морально, но и физически. Одиночество может вызывать подавленное состояние или даже депрессию. Ведь естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится личностью только в общении. Для человека важны эмоциональный контакт, возможность быть замеченным и обрести признание. В процессе общения возникает эмоциональный обмен людей. Когда у людей есть возможность обмениваться знаниями и умениями, когда у них есть место для общения, происходит развитие не только конкретного человека, но всего сообщества.


При этом не всегда необходим прямой контакт друг с другом, в больших оживленных группах людей происходит необходимый эмоциональный обмен даже при пассивном наблюдении социальных процессов. За это отвечают зеркальные нейроны. В момент восприятия чужих переживаний в нашем мозге начинают активироваться определенные области, которые помогают нам понимать эмоциональное состояние других людей. Человек испытывает эмоции, полученные от окружающих его людей, и эмоции группы людей синхронизируются и усиливаются. Такой процесс называется эмоциональным заражением. Мы невольно копируем других людей, например, если кто-то улыбается, человек улыбается в ответ. И эта улыбка помогает чувствовать себя счастливее, даже если она вызвана невольным подражанием, так мы можем менять наши собственные эмоциональные переживания.

Таким образом, можно говорить о сплочающей функции третьих мест, которая особенно заметна в случае кафе как места встречи, разговоров и дебатов, а также площади, месте политических собраний, митингов и демонстраций.


С другой стороны, кафе соединяют общественное и индивидуальное, так как там можно обсуждать публичные и частные дела, и они доступны всем. Кафе могут служить центрами обучения политике, местом, где активисты из местного сообщества улучшают свои навыки публичных выступлений. С эпохи Просвещения кафе считались местом социализации, свободным от ограничений рабочего места или домашних проблем.


Третьи места как точки сбора и общения людей важны для продолжения рода и передачи опыта предшествующих поколений.


Выполняя свою главную функцию, третьи места становятся площадкой для знакомств молодых людей, которые в итоге могут образовать семьи. Зрелые люди здесь воспитывают детей и учат их навыкам социального взаимодействия, пожилые – передают новым поколениям духовные и нравственные традиции, опыт активного участия в жизни своей социальной среды. Во всех уголках мира беседа на нейтральной и уравнивающей территории третьих мест является основополагающей и постоянной деятельностью. Оживленный и увлекательный разговор как нельзя лучше, определяет третье место. Радость общения сохраняется и поддерживается с помощью увлекательной беседы, приносящей удовольствие.



В последнее время кафе и рестораны рассматриваются городским дизайном как активы, способные оживить общественные пространства. Веранды являются ярким радостным фактором, признаком успешности места с точки зрения внимания инвесторов и посетителей, что привлекает другие магазины и повышает стоимость недвижимости.

Сегодня вызовом для городского планирования является не старый центр города, а пригородные районы, которые быстро растут и где город меньше контролирует форму застройки. Район – это тот «кирпичик», из которого складывается город, «малая родина» для каждого его жителя. Именно с такого «кирпичика» для многих из нас начинается ощущение дома, той зоны безопасности и комфорта, где хотелось бы проводить день за днем, отдыхать, встречаться с соседями и друзьями, наполняя свою жизнь позитивными эмоциями.

Но что мы видим в пригородных районах? Они формировались под давлением автомобильного трафика, а их организация подчинялась чисто географическому делению. Жители пригородов зачастую зависят от автомобиля, так как общественный транспорт в пригородах может отсутствовать. Часовая миграция работающих людей из пригородов в города приводит к заторам на дорогах, что ведёт к загрязнению воздуха, потере времени и другим проблемам. В планировочной организации таких районов часто отсутствует развитая инфраструктура, что ведет к недостатку социализации, у людей просто нет места для досуга и общения.


Некоторые из этих проблем может решить размещение третьих мест на улицах районов. Люди, живущие в дружелюбных к пешеходам местах, меньше страдают хроническими заболеваниями, у них реже бывают высокое давление и отдышка. Простая прогулка может удовлетворять потребность в социализации. Прекрасный вариант - маршрут на десять минут пешком с разнообразными видами. Это могут быть главные улицы, набережные, уютные кварталы. Приятно, когда у прогулки есть завершение – кафе, игровая площадка, бар и т.п. Что можно сделать, чтобы привлечь на прогулки больше людей? Искусство, малый бизнес, скамейки, клумбы, вендинговые автоматы – все это украшает и делает притягательными места, где люди гуляют и общаются.



Парки и другие островки зелени очень востребованы в городской среде. Эти маленькие островки природы, раскиданные по районам, дают нам возможность передышки от ежедневных тревог, являются площадкой для спорта и развлечений. Также парки – место активной социализации, где происходят социальные контакты постоянных и случайных посетителей. Парки обычно являются очень локальным феноменом, их посещают как правило жители соседних домов. Однако они открыты для всех – бедных и богатых, местных и приезжих.


Лучшие районы – это яркие, уютные районы, в которых есть особая теплая дружелюбная атмосфера. Такая особая атмосфера зависит не от цен на недвижимость или модной архитектуры. Она появляется благодаря обычным людям, которые находят творческие решения проблемам трафика, экономики и благоустройства своего района.


Люди, которые осознают ценность общественных связей и важность крепкого сообщества, создают лучшие районы. И среда, которая способствует сплочению сообщества, в этом лучший помощник. Жители по максимуму должны добираться до магазинов и работы пешком. Таким образом, улицы и площади трансформируются в места общения соседей. Ведь одна из главных функций третьих мест – это объединение района.

Городские праздники, сезонные ярмарки, фестивали –традиции помогают людям ощутить единение общины.


Как правило, массовые гуляния устраивают городские власти, но их отсутствие – не повод отказываться от традиций. Можно самим создать новые креативные подходы к организации различных мероприятий для своего города или района.


Участие в праздниках сплачивает жителей, помогает включать в сообщество новых людей, особенно недавно переехавших. Модернизация старых традиций позволяет объединять разные поколения в единой праздничной среде. Возродить старые традиции легко. Например, можно организовать приветственный комитет, который будет встречать людей, переехавших в ваш район, и давать им пакет информации с историей района, важными телефонами, ссылками на местные ресурсы, календарем городских мероприятий и т.д. Это малые инвестиции с огромной окупаемостью в виде сплоченного сообщества.



Третьи места в этом случае играют ключевую роль. Во-первых, площадь как третье место является главным инструментом коммуникации в виде представления. В традиционной форме с актерами и зрителями в случае концерта или культурного мероприятия или в форме политической демонстрации для всеобщего обзора на уровне города или страны. Во-вторых, третьи места могут рассматриваться в более общем плане как метод объединения на местном уровне жителей и администрации в дискуссии по определенному вопросу.

Еще одна черта третьих мест, придающая им особую привлекательность, – общение там часто принимает форму игры.


Само окружающее человека пространство тоже может содержать интригу, увлекать и подталкивать к действию. Для этого не нужно значительных усилий или вложений. Наличие столика во дворе дома, где человек живет, уже побуждает к игре в шахматы и нарды. Зимой из снега можно создать лабиринт, который будет радовать взрослых и детей. Палисадники у дома всегда находят своих садоводов. Все это способствует созданию у людей ощущения сопричастности, вклада в общее дело, интереса к достижению общих целей.



Источники:

Ольденбург, Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / Рэй Ольденбург; пер. с англ. А. Широкановой. — М.: Новое литературное обозрение, 2014.

Walljasper, J. The Great Neighborhood Book A Do-it-Yourself Guide to Placemaking. — М.: New Society Publishers, 2007.

Просмотров: 56